Домашняя страница. История. Хористы. Репертуар. Фотогалерея. Записи.
 
Последний регент Казанского собора.
Статья о Василии Александровиче Фатееве, опубликованная в газете "Вечерний Петербург" от 12 января 2002 года. В газете статья имеет другое название, которое не было дано ей при написании. Здесь же мы приводим ее в оригинале.

За время господства возведенного в государственную идеологию атеизма на грани забвения оказался огромный и ценнейший пласт отечественной культуры - хоровая церковная музыка, которая вобрала в себя богатый духовный опыт православия. В 80-х и начале 90-х годов мы пережили нечто подобное религиозному Ренессансу. Церковь оказалась хранителем тех духовных ценностей, которые были отброшены государством.

В это время возрождается интерес к церковной культуре. В музыкальный обиход - как в богослужебный, так и в концертный - стали возвращаться религиозные сочинения великих русских композиторов: П.Чайковского, С.Рахманинова. Вновь зазвучали, казалось бы, забытые имена: Архангельский, Чесноков, Бортнянский, Гречанинов.

Одним из последних открытий стало композиторское наследие ярославского священника Василия Николаевича Зиновьева. На родине композитора, по инициативе его правнука Владимира Виноградова, создан благотворительный фонд, началось издание его произведений. В январе 2002 года под патронажем ярославской филармонии пройдет фестиваль музыки Зиновьева, приуроченный к 130-летию со дня рождения композитора.

Час его петербургского коллеги Василия Александровича Фатеева еще не настал.

Фатеев был последним регентом Казанского собора - работал там вплоть до его закрытия после революции. О жизни Фатеева пока известно немного. Некоторые факты его биографии собрал М.И.Ващенко, регент Князь-Владимирского собора.

Родился Фатеев 11 декабря 1868 года в Киеве. Его отец - Александр Семенович Фатеев - тоже был регентом и передал свое дело сыну. В 1889 году Фатеев окончил Киевское духовное училище, а с 1889 по 1894 учился в Санкт-Петербургской консерватории у Римского-Корсакова и окончил ее по двум специальностям: композиция и дирижирование. После революции кроме руководства хором Казанского собора Василий Александрович занимался преподаванием пения в школе рабочей молодежи Балтийского завода. В 1924-ом он уехал в Новокузнецк (не исключено, что вынужденно). Этот факт подтверждается его рукописями: он очень тщательно их датировал. Выйдя на пенсию, бывший регент вернулся в Ленинград, где и умер от голода в 1942 году. Похоронен он на Охтинском кладбище, но могилу пока не нашли. У композитора была дочь - Александра Васильевна: она работала в каком-то военном ведомстве и поэтому, конечно, всячески сторонилась отца. О других родственниках ничего не известно.

Фатеев - композитор огромного дарования и творческой энергии. Он известен знатокам церковной музыки как автор небольших хоров. Это около 50 печатных опусов, изданных до революции у Юргенсона. Часть из них хранится в Российской Национальной библиотеке, в том числе хор, посвященный столетию освящения Казанского собора, изданный в 1911 году. Эти хоры поют в храмах Санкт-Петербурга, их включают в сборники церковных песнопений, издаваемых как у нас в стране, так и за ее пределами.

Но настоящие масштабы творчества Фатеева представляют далеко не многие. В библиотеке Духовной академии хранятся 6 рукописных сборников Фатеева - десятки произведений в каждом, сотни страниц партитуры. Это бесценные сокровища, которые просто необходимо издать. Написаны они с 1903 по 1939 годы. Первые два сборника включают большие концерты, написанные на стихи псалмов. Пророчески звучат слова первого из них, созданного в 1916 году: " Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиши неправду в сердце, весь день ополчаху брани, изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их..."

Если бы какой-нибудь из этих концертов был исполнен, автора неминуемо ждал расстрел.

Открытие этой стороны творчества Фатеева принадлежит Арнольду Кудинскому. В 1971 году он организовал любительский хор при Доме медицинских работников. Конечно, в то время не могло быть и речи о том, чтобы исполнять русскую духовную музыку. Начинали с немецкой - с хоралов Баха. Позднее хор Кудинского первым исполнил Литургию Чайковского. Сейчас этот коллектив, получивший название "Благовест", возглавляет Михаил Козлов. В репертуаре хора - несколько духовных концертов Василия Фатеева из рукописных сборников. По форме они напоминают хоровые концерты Бортнянского: это столь же развитые многочастные композиции, в которых богато используется все многообразие гармонических и полифонических средств. Концерты Фатеева без преувеличения заставляют изменить наш взгляд на культурную ситуацию в Петрограде 20-х годов.

"Гостевая книга." "Напишите нам."